Когда у тебя роман с бытовой магией. «Патерсон» в рамках внеконкурсной программы 23-го ММКФ «Лiстапад».

Оставить комментарий
Индустрия

Долгие предисловия неуместны. Долгожданный фильм Джима Джармуша «Патерсон», где в главной роли идеально нестандартный и актерски одаренный Адам Драйвер (тот самый еврейский Кайло Рен из «Звездных войн»), был наконец-то оценен минскими зрителями. И я там был, мед пиво пил… 🙂

«Патерсон» – это фильм без сюжета как такового, но это не мешает ленте стать достойной единицей в кинематографе. Все потому, что Джим Джармуш ну просто не умеет по-другому. До сих пор называю его картину «Выживут только любовники» одной из самых любимых среди современных. Да, этот режиссёр, как говорится, не для всех (хотя вообще есть кто-нибудь ‘для всех’?). Однако «Патерсон» может стать уникальным своего рода пособием, которое просто напоминает нам всем о том, как прекрасны обычные вещи, мимолетные моменты и случайные интересные встречи.

Как всегда, все гениальное – просто, а Джармуш, сплетая обыденное в возвышенное, доносит до нас это одним из самых красивых языков – кинематографическим.

Но любовь к повседневности – только верхушка ‘джармушевского’ кино-айсберга. Самое душу согревающее здесь – это поэзия. И не та, которую мы привыкли видеть на страницах книг (рифмованную и правильную), и даже не та, которую сочиняет сам герой (лишенную тех первичных признаков поэзии). Жизнь – вот настоящая поэзия. Как всегда, все гениальное – просто, а Джармуш, сплетая обыденное в возвышенное, доносит до нас это одним из самых красивых языков – кинематографическим.

Однако «Патерсон» все-таки не лишен рифмы, хоть вы ее и не найдете ни в одном стихотворении, прозвучавшем в фильме. Вспомните почтовый ящик, который Патерсон поправляет каждый день, стих девочки о водопаде волос и месте, где вдохновляется Патерсон, новые услышанные истории, рассказанные все в одном и том же автобусе каждый день, постоянные близнецы, встречающиеся в городе, да в конце концов сам герой Патерсон в городе Патерсон – список может занять не один лист. А если задуматься глобально, то сама жизнь человека как вида тоже циклична, в рамках Вселенной особенно прозаично звучит.

"Патерсон" 2016

«Патерсон» 2016, кадр из фильма. В главной роли – Адам Драйвер

Или можно зайти еще с одной стороны. Каждый из нас чем-то выдается. Будь то водитель автобуса, пишущий стихи, или пес, у которого свой вгляд на предмет хранения писем. В одном из многих городов, где один день сменяется таким же, живут те, кто и не подозревает, как они уникальны в своей устоявшейся повседневности. Вот так и выходит, что кино ни о чем и обо всем сразу. Такое соседство двух крайностей на одном экране просто зачаровывает! Связать это в подобные ловкие рифмы на сегодняшний день смог только Джим Джармуш. И ‘копаться’ здесь можно долго-долго и с превеликим удовольствием.

P.S. «Патерсон» был главным любимцем критиков на Каннском кинофестивале в этом году, однако жюри отдало приз другой картине.