«Неоновый демон». Уродство красоты

Оставить комментарий
Рецензии
"Неоновый демон"

Самый скандальный фильм Каннского смотра этого года дошел до наших кинотеатров. Освистанный кинокритиками на фестивале, и тем самым получивший право на существование как артхаусный объект, «Неоновый демон» датского режиссера Николаса Виндинга Рефна заставляет журналистов с упоеним в своих статьях самаковать его противность, скандальность и провокационность, но вместе с этим и высокую эстетику картинки.

После того, как в 2011 году Рефн получил режиссерскую Золотую пальмовую ветвь Канн (за свой действительно превосходный «Драйв»), желание переплюнуть самого себя ни на минуту не покидает его. Через два года у него вышла странная лента «Только Бог простит» (побывавшая в Каннах безрезультатно), а теперь широкопрокатный свет увидела по-настоящему шокирующая картина режиссера, взбудоражившая всех представителей прессы еще на кинофестивале в мае.

Датчанин явно руководствовался принципом «так ужасно — что прекрасно». И правда, критиков разрывает от приступа тошноты и признания эффектности ленты, снимая с себя всю ответственность за рекомендации к просмотру. Если пережить этап отвращения, то вполне вероятно сможет наблюдаться логичное объяснение увиденному.

Именно ее, красоты внутреннего мира, лишены все герои картины, и именно от этого так противно.

И хотя в жанре завлен триллер, в действительности это жестоко утрированная пародия, основанная на старых мифах и историях: начиная с американской мечты и заканчивая кровью девственницы. А в качестве мишени Рефн взял самую обросшую слухами сферу — фешн-индустрию. Поэтому получилось и скандально, и красиво. Но хорошим кинематографистам не свойственно забывать мораль. И здесь она четко звучала с экрана: «Уж не хочешь ли ты сказать, что главное — красота внутреннего мира?». Именно ее, красоты внутреннего мира, лишены все герои картины, и именно от этого так противно.

Чего не отнять у Рефна, и как бы он сам ни старался убежать от самого себя, так это то, с какой приторной любовью он растягивает кадры, замедяет действия и превращает героев в полуживые статуи. Что станет с творчеством датского режиссера дальше — страшно представить. Но кажется, что «неоновый демон» — это именно он — Николас Виндинг Рефн.

P.S. С любовь к искусству, с ненавистью к извращениям.