«По ту сторону надежды» и «Квадрат». Как прошла киноночь от velcom Smartfilm

Оставить комментарий
События

В воскресенье уже пора было бы отоспаться за прошедшую киноночь с пятницы на субботу и взяться за небольшой разбор. Прелесть такого формата мероприятия в том, что все на утро кажется чуднЫм вымыслом — какие-то люди смотрят вместе ночью фестивальное кино в маленьком комфортном зрительском зале. Никакого попкорна и ржущих туповатых ‘весельчаков’.

Киноночь от velcom Smartfilm

Скромную идиллию киноночи поддержало пост-обсуждение ленты «По ту сторону надежды», где Игорь Сукманов в своём рождественском свитере с теплом и трепетом рассказывал о режиссере Аки Каурисмяки. Уют да и только! Правда, ровно до второго сеанса с показом фильма «Квадрат». Подробнее, какие впечатления оставили призёры Берлинале и Канн — читайте ниже.

«ПО ТУ СТОРОНУ НАДЕЖДЫ»
Режиссёр Аки Каурисмяки
Приз «За лучшую режиссерскую работу» на Берлинале-2017

К моему стыду до этого момента я ничего не смотрела из фильмографии Каурисмяки. Ну, как раз для этого и существуют киноночи, фестивали и специальные программы. Однако я подготовилась и вычитала самую точную фразу, емко описывающую творчество финского режиссера: «Поэма человеческого достоинства вопреки обстоятельствам». Поверьте, это самый честный и душевный отзыв. В новой ленте Каурисмяки «По ту сторону надежды» история сводит в Хельсинки сирийского беженца Каледа, пытающегося легально оформиться в новой стране, и бывшего коммивояжера Викстрема, выкупающего убыточную забегаловку вместе с тремя эксцентричными работниками. Во-первых, на роль Каледа выбрали такого доброго на лицо актера (Шерван Хаджи), что не проникнуться к нему просто нельзя. Во-вторых, это не скучная рвущая на куски душу социальная драма, а даже вполне себе комедия (только такая, что смех и слезы). И в-третьих, здесь крутой саундтрек, ретро-атмосфера (несмотря на современное время) и есть собачка, роль которой слишком крошечная, но своего рода символизирующая, что по ту сторону надежды всегда есть светлое будущее.


«КВАДРАТ»
Режиссёр Рубен Эстлунд
«Золотая пальмовая ветвь» — главный приз Каннского кинофестиваля 2017 года

Это, пожалуй, была главная сенсация прошедшего Каннского кинофестиваля: Педро Альмодовар отдал главный приз шведской картине «Квадрат» — красивой, но неуютной метафоре о современной Швеции (= Европе). Главный герой, Кристиан, куратор в музее, где все готовятся к новому проекту «квадрат» — специально очерченное место, внутри которого каждый может рассчитывать на любую помощь. Эти сконцентрированные законы доброты, сочувствия и понимания хорошо работают только в пресс-релизе. На деле выходит иначе: мало продвигать идею, надо жить так. Естественно, у Эстлунда в фильме слишком много ассоциаций, острых сравнений и всего такого прочего — лишь бы сказать, что мы слишком много рассуждаем и ничего не делаем. Да, может было бы и интересно покопаться в понятиях о том, что квадрат — геометрическая фигура, идеально правильная, равная, в природе несуществующая и тем самым недостижимая и непонятная нам. Но уж слишком невыносимо два с половиной часа смотреть на лощеного Кристиана, который даже использованный презерватив не хочет отдавать девушке, чтобы та выкинула (доверие — оно самое). Более невыносимо только смотреть на Человека-обезьяну во время банкета, еще один «арт-проект» современного музея. Понять «Квадрат» можно только в одном: да, мы разучились жить друг с другом, но мы не стали такими занудами!

Sharing is caring!