«Прибытие». Научная фантастика не о фантастике

Оставить комментарий
Рецензии
"Прибытие"

Жанр научной фантастики в кино, как и фильмы по комиксам, переживает сейчас свои лучшие времена. «Гравитация», «Интерстеллар», «Марсианин» — все это крупнобюджетные блокбастеры, получившие не только солидные сборы, но и любовь зрителей. Сейчас на большие экраны вышла новая лента «Прибытие», которая с гораздо бОльшим смысловым подтекстом, чем ее предшественники (при это ни разу не умаляя их).

Фильму Дени Вильнева ещё во время просмотра даёшь характеристику «свой среди чужих, чужой среди своих». Почему именно эти слова пришли мне на ум, не могла понять два дня. Но на третий, как в русских сказках про Ивана-дурачка, вдруг осенило.

"Прибытие"

Кадр из «Прибытия». Красноречивым минимализмом пронизан весь фильм

Для начала, надо понять, что «Прибытие» несёт в себе в первую и самую главную очередь идею, а не развлечение. Здесь принятый в голливудском кинематографе в обязательном порядке конфликт присутствует поскольку постольку. На самом деле он все-таки был, но за кадром, когда вместо героини студийные боссы хотели видеть в главной роли мужчину. Миновав эти разногласия, можете ли себе представить, что от главного своего фетиша Голливуд тоже отказался — за все время в фильме ни разу не будет пафосных фраз о спасении всего мира и уж тем более нет долгих патриотических речей (Голливуд, честное слово, мы не узнаем тебя).

Это не блокбастер, это личная человеческая трагедия, когда женщина может выдержать больше мужчины, когда она принимает судьбу и важность минутного счастья, зная, что за этим последует.

Все это не вписывается в укоренившееся представление о типичном детище фабрики грёз. Плюс маленький бюджет (47 миллионов против 100 у вышеупомянутых фильмов-собратьев) и звезды с Именем (Эми Адамс и Джереми Реннер), фантастика с эффектом транса и драматическое послевкусие — факторы, продолжающие действовать на разрыв шаблонов, связанных с научно-фантастическими блокбастерами. Хотя последнее слово теперь совсем неуместно использовать по отношению к «Прибытию». Это не блокбастер, это личная человеческая трагедия, когда женщина может выдержать больше мужчины, когда она принимает судьбу и важность минутного счастья, зная, что за этим последует. Не зря авторы так боролись за главную героиню, а не героя. Мужчинам это просто не дано. Неожиданно, но факт, — «Прибытие» оказалось не про пришельцев и супер-классного лингвиста.

Проблема в том, что сказать что-то конкретное без спойлеров тут не представляется возможным. Иначе весь путь, который должен пройти зритель, тщательно подготовленный съемочной группой, будет испорчен. Напомню лишь про то, что фильм снят по мотивам повести Теда Чана «История твоей жизни», до сегодняшнего момента считавшейся сложной в экранизации. И что Голливуд тут совсем как не Голливуд.