«Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Черная трагикомедия о прощении и отомщении

Оставить комментарий
Рецензии
"Три билборда на границе Эббинга, Миссури"

Продолжаю обзор самых интересных оскаровских номинантов. На этой неделе выходит фильм с нестандартным названием – «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Но имя режиссера многое проясняет: Мартин МакДона ставил ленты «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов» – признанные работы автора. «Билборды» – его третий полнометражный фильм, который уже получил статус лучшего.

На прошедшей в январе церемонии «Золотой глобус» новая картина МакДоны стала триумфатором и забрала себе четыре статуэтки: лучшая драма, сценарий, лучшая актриса в драме (Фрэнсис МакДорманд) и лучший актер второго плана (Сэм Рокуэлл). Ранее на кинофестивале в Торонто «Билборды» получили приз зрительских симпатий, а в Венеции отметились за сценарий. Эксперты уже делят главную награду сезона – «Оскар» за лучший фильм года – между этой кинолентой и «Формой воды» Гильермо дель Торо.

Но что может предложить монстр-амфибия чёрной комедии с едкой драмой? «Билборды» слишком своеобразны, чтобы всерьез считать соперником «Форму воды». Мартин МакДона пишет (т.к. он ещё и сценарист своих фильмов) такие сюжеты, что к финалу все несколько раз переворачивается. А дель Торо больше наслаждается и увлекается формой, какую бы составляющую он туда ни вкладывал.

Сэм Рокуэлл — мой любимец этого наградного сезона

Все начинается с того, что решительно настроенная Милдред Хейс (Фрэнсис МакДорманд) покупает рекламу на трех билбордах рядом с въездом в город. Ее дочь семь месяцев назад убили, но полиция так и не нашла преступника. Милдред решает напомнить об этом и размещает на щитах три фразы, адресованные шерифу Уиллоуби (Вуди Харрельсон). Но не все так очевидно – здесь нет конкретного антагониста. Шериф, который по канону ожидался быть ленивым, безразличным, а то и причастным, оказывается чуть ли не голосом истины свыше. Его придурковатый офицер Диксон – маменькин сынок, склонный к расизму и садизму – становится не просто лучшей ролью Сэма Роккуэлла («Оскар» за второй план у него в кармане), но и лучшим примером того, как экранный герой должен не зря «проживать» своё время, чтобы провести со зрителем капитальную работу.

В фильме не важно разрешение дела об убийстве. МакДона создал эту систему «трагедия в маленьком городке» и поместил туда персонажей в чем-то парадоксальных: честностью и порядочностью, решительностью и упорству, глупостью и безбашенностью. Красной нитью проходит тема прощения и отомщения. Кого-то надо уметь прощать, и кому-то это нужно (эпизод с апельсиновым соком и трубочкой идеальный и трогательный), но где-то важно не дать слабину и идти до конца. А союзники на таком пути найдутся неожиданные, но верные.

Такие фильмы, как «Билборды» несут социальную миссию. Они отрезвляют как минимум от шаблонных стандартов, которыми нас усердно кормят, и как максимум не дают забыть, кто такой человек. Даже когда одолевают нечеловеческие чувства.