«Хэппи-энд». Драматически-сатирические будни от буржуазии

Оставить комментарий
Рецензии
"Хэппи-энд"

Для фестивальной публики имя Михаэля Ханеке всегда означает обязательный просмотр. Австрийского режиссера принято называть радикалом и исследователем насилия, но его последний фильм «Хэппи-энд», пожалуй, самый безобидный. А это отличный вариант для знакомства с творчеством мастера, если вы не из коренного фестивального костяка.

Ханеке — обладатель Оскара и двукратный лауреат премии «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля. Его «Хэппи-энд» также был показан в Каннах — на юбилейном 70-м смотре — но категорично разделил мнения критиков. Я же нашла в этой ленте странной красоты будничный драматизм, от которого и грустно, и вдруг смешно.

В одном доме бурно течёт жизнь большой французской буржуазной семьи, но как-то безнадежно. Их глава, престарелый Жорж Лоран, постоянно пытается покончить с собой (его сюжетная линия тянется из предыдущей работы Ханеке — «Любовь»). Дочь — Анн Лоран возглавляет семейную строительную корпорацию и ‘воспитывает’ уже взрослого сына, злоупотребляющего алкоголем. Собирается замуж за английского юриста. Тома — сын Жоржа Лорана. Он живет с новой женой и маленьким сыном, ведёт грязную переписку с любовницей и неожиданно вынужден забрать к себе 13-летнюю Еву — дочь от первого брака. Наборчик для скелетов в шкафу ещё тот.

Из этой компании только двое действительно чувствуют связь с реальностью, хотя и не очень радужную: Жорж, которому все уже настолько понятно, что надо бы «закругляться»; и Ева, фиксирующая их ‘типичную’ жизнь на камеру телефона и ещё проявляющая интерес, надеясь получить его взамен (правда радикальными методами деда). Остальные живут как в мыльной опере — то есть в бытовом бреду, плодя особую форму насилия — моральную, в скрытой форме. Но они люди привыкшие, и чтобы понять всю бренность бытия, надо быть либо ребёнком, либо стариком.

Мы все живем в такой форме насилия: это может быть работа, социальные обязанности или что-то ещё. Поэтому хэппи-энд — это возможность взглянуть трезво и непредвзято. Когда невозмутимая Ева снимает на самартфон, как паникуют ее родственники на очередную попытку старика покончить с собой. А ведь у неё на экране морской горизонт — типичный для кинематографа хэппи-энд.

 

Sharing is caring!