«Хрусталь». Белорусский фильм, который собрался на «Оскар»

Оставить комментарий
Рецензии

Пора взбодриться! Для этого есть неожиданный вариант — белорусский фильм-сенсация «Хрусталь». И здесь у меня для вас две новости: 1. лента действительно стоящая, 2. российские критики до сих пор пишут Белоруссия, а не Беларусь!

«Хрусталь» — не белорусское кино-чудо, которое вдруг взяло и выстрелило, а большая работа на результат. Еще до выхода в национальный прокат объявили, что фильм будет выдвинут на соискание премии «Оскар» от Беларуси. Для этого (необходимое правило киноакадемии, чтобы подать заявку) пришлось заново собрать на базе «Беларусьфильма» наш оскаровский комитет, который в 1996 году был распущен за ненадобностью. А режиссер Дарья Жук и вовсе сразу же с американским знанием дела: она училась в штатах и работала на канале HBO. Кажется, что для фильма заранее особенно тщательно готовили эту дорожку успеха. Так это или нет, все равно все могло легко провалиться, а нет — «Хрусталь» хвалят даже за рубежом и сравнивают главную героиню с молодой певицей Мадонной.

Действие картины происходит в Беларуси в 90-е. Люди разделились на тех, кто хочет уехать из страны и тех, кто бьет себя в грудь со словами «Жить надо на Родине!». К первым относится девушка Веля, которая работает диджеем и мечтает уехать в Чикаго. Чтобы уехать, надо получить визу в Америку. Чтобы получить визу — надо доказать прочную «связь с родиной». Для этого Веля покупает на блошином рынке бланк хрустального завода. Сама оформляет справку «с работы» с приличной зарплатой и относит в консульство. Ей говорят, что все хорошо, осталась просто формальность — они позвонят по указанному номеру телефона для уточнения деталей. Но номер с ошибкой. Поэтому героине приходится срочно мчаться в поселок Хрустальный, знакомиться с семьей, у которой стоит заветный телефонный аппарат, и целую неделю существовать с ними в обстановке подготовки к классически-ужасной местечковой свадьбе. Что для белорусской девушки с американской мечтой то еще испытание.

Просмотр «Хрусталя» идет легко. Есть косяки вроде неестественной трасянки (это как вымирающее искусство!), промахи с костюмами заднего плана и т.д., но разве в этом стоит копаться, когда белорусское кино можно смотреть. Умный выбор времени — девяностые. И с точки зрения просто трендов, и в плане настроения уехать (по)жить в другую страну, актуальное у многих и сегодня. Главная героиня, как это сейчас принято в кинематографе, неоднозначный персонаж: подворовывает у матери и встречается с наркоманом.

Сильно переделав знаменитую фразу Нила Армстронга, «Хрусталь» — это мизерный шаг для мирового кинематографа и огромный скачок для белорусского кино. Попадание фильма в шорт-лист претендентов на «Оскар» (в категории «лучший фильм на иностранном языке»), конечно, очень смелая мечта. Голливуд видел слишком многое, чтобы так высоко оценить успех маленьких белорусов. Но если вдруг киноакадемики ударятся в постсоветскую ностальгию 90-х, то гордость за наш фильм будет распирать. И я на секунду представляю, как мы смотрим «Оскар» всей страной в ночь 24-25 февраля. Потому что белорусы это умеют — все вместе болеть за своих.

Sharing is caring!