«Зови меня своим именем». Чувственность под итальянским солнцем

Оставить комментарий
Рецензии
"Зови меня своими именем"

Познакомившись с «Формой воды», у меня наконец-то все стало на свои места с другим фильмом — «Зови меня своими именем», который смотрела чуть меньше недели назад. Лента итальянца Луки Гуаданьино уже обласкана критиками по всему миру, а сегодня мы еще узнаем окончательный список номинантов на «Оскар» — и можно быть уверенными, что это название мы там встретим.

Так вот. После просмотра «Формы воды», заподозрив в себе некоторую форму ксенофобии (роман женщины с существом-амфибией ни разу не вызвал положительных чувств), я с радостью вернулась мыслями к ‘старой-доброй’ однополой любви в «Зови меня своими именем». Все еще хочется верить в Голливуд, что такие темы поднимаются не ради наград и, как это сейчас принято называть, хайпа. Потому что, выражаясь словами подруги на фильме дель Торо: «С кем только не п*тр*хаешься ради «Оскара». /Здесь должен быть смайлик в замешательстве/

К «Зови меня…» эта мысль вряд ли относится. Фильм снят по роману, написанному десять лет назад — в 2007 году. Его действие разворачивается в 80-х где-то на вилле в северной Италии. Семнадцатилетний Элио проводит летние каникулы с родителями в обстановке интеллектуальности и творческого томления, когда к ним приезжает молодой, около 24 лет, американец Оливер — ассистент отца-археолога Элио. И лето, которое они просто «ждут, когда закончится», становится гораздо большим, чем банально самый жаркий сезон в году.

Однополая любовь — распространённое явление в авторском кинематографе. И теперь она не вызывает скованности и недоумения зрителей, а напротив — учит нас быть смелее. Это не значит, что подобные мотивы надо воспринимать как призыв к действию «давай к нам!». В контексте кино я рассматриваю это как фильтр, который проявляет нашу неспособность больше получать от жизни настоящее удовольствие — смелое и яркое, в разных проявлениях. И не просто радоваться мелочам, а играть по-крупному. Чувствовать жизнь и себя, не переставать узнавать себя в ней и ее в себе. Мы куда-то спешим и в ритме города остро лишаемся своего внутреннего ритма. Посмотрите, сколько сейчас книг, которые заново учат нас этому. Одна из самых популярных на данный момент — «Hygge. Секрет датского счастья», то и дело мелькающая в инстаграмах. Нам должно быть стыдно за то, что мы все это растеряли, а не за то, что на экране показывают сцену с персиком.

"Зови меня своими именем"

Арми Хаммер (Оливер) и Тимоти Шаламе (Элио) на кадре из фильма

Ещё больше жаль, что по-настоящему сильное актерское открытие этого сезона — 22-летний Тимоти Шаламе — не в силах будет бороться с системой «Оскара» и уступит свою заслуженную награду Олдману. Здесь же случилась одна роль на миллион у Арми Хаммера. Он бы смог поднять в Голливуде новую волну недовольств на тему о том, что к хорошеньким мордашкам всегда относятся предвзято. Отдельного внимания заслуживает монолог отца Элио, сыгранного, кстати, Майклом Стулбаргом (он же русский учёный у дель Торо в «Форме воды»). Его речь, которая могла быть воплощением социального негатива, стала откровением, так не хватавшего.

Итальянское беззаботное время у Гуаданьино — прекрасная одна большая преждевременная ностальгия. Нам позволено наслаждаться вместе с героями сочными фруктами, всплесками воды, открыточными пейзажами Италии, велосипедными прогулками, романтикой интеллигенции — и ждать своего лета.